Ады́ги (адыге, самоназвание адыгэ) — группа народов (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги) в России (713 тыс. чел. — 2002, перепись), а также странах Ближнего Востока, Балкан и Германии, где их обычно называют как Circassians (то есть черкесами), так и Adyghe, при том, что первое название часто включает все абхазо-адыгские народы, а второе часто обозначает только адыгейцев. Общая численность свыше 1,5 млн чел. (2004, оценка). Говорят на адыгских языках, входящих в абхазо-адыгскую семью.
Предки адыгов (ахеи, зихи, керкеты, меоты и др.) известны в северо-восточном Причерноморье с I тыс. до н. э. В русских источниках были известны под именем касогов. В XIII в. распространяется тюркское название черкесы. В XIII—XIV вв. часть адыгов заняла земли в бассейне Терека, став этнической основой кабардинцев. В XVIII в. часть кабардинцев переселилась в бассейн рек Большой Зеленчук и Малый Зеленчук, где составила основу черкесов. Таким образом, адыги заселили всю территорию Северо-Западного Кавказа — Черкесию (современные Краснодарский край, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская республики и Республика Адыгея).
Активное присоединение адыгских земель к России началось в 1792, с созданием русскими войсками сплошной кордонной линии по реке Кубань.
В ходе военной кампании по установлению контроля над Северным Кавказом (Кавказская война 1817—1864) Россия к 1829 году оттеснила Османскую империю и закрепилась на Черноморском побережье.
К 1839 году в ходе сооружения Черноморской береговой оборонительной линии адыги были вытеснены в горы, откуда продолжали совершать набеги на русские поселения.
К 1861 году Северо-Западный Кавказ перешёл под контроль России. Коренное население начало уходить в Османскую империю. В 1862 Россия полностью овладела землями адыгов в горах. Большая часть адыгской знати к этому моменту перешла на службу Российской империи. Непокорившихся горцев в 1862—1864 годах выселили в Османскую империю (в Турцию и на Ближний Восток), в результате чего Россия установила контроль над последней территорией Черкесии — нагорной полосой Закубанья и Причерноморья.
Оставшиеся западные адыги (кяхи) стали называться адыгейцами. Современные адыги сохраняют сознание своего единства, общие черты традиционной социальной структуры, мифологии, фольклора и др. Сохраняют большое значение экзогамные фамильно-родственные объединения (лепк).
В фольклоре основное место занимают нартовские сказания (нарт пшинатль), героические и исторические песни, песни-плачи о героях (гыбза). Многообразие трудовых песен обусловлено разными формами хозяйства (песни пахарей, косарей, погонщиков волов при молотьбе, чесальщиц шерсти, песни при прополке и очистке кукурузы, аробные, мельничные, кузнечные, пастушьи песни и наигрыши).
Обрядовый фольклор включает песни-обращения к покровителям леса; песни вызывания дождя; новогодние поздравительные песни; ритуальные наигрыши, сопровождающие поиск утонувшего или погибшего под лавиной; песни-обращения к божеству грома, сопровождающие похороны, пострадавшего от молнии; песни семейные (свадебные, колыбельные, песни-укачивания одряхлевших стариков), врачевательные (песни-заговоры от оспы, от ран); песни-благопожелания (хохы).
Музыкальные инструменты: смычковый шичепшин, щипковый апепшин, духовой камыл, или бжами, деревянная трещотка пхапшина. Со 2-й пол. 19 в. широко распространилась гармоника. Традиц. муз. фольклор сохранился во многом благодаря странствующим музыкантам джегуако гыбзау, особенно популярным у адыгейцев.