Даргинцы, самоназвание - дарган (множ. число - дарганти, народ - даргва), - коренное население Дагестана; входят в дагестанскую группу северокавказской семьи народов. В результате национальной консолидации в состав даргинцев вошли родственные им кайтаги и кубачинцы.
Даргинцы относятся к западному варианту антропологического типа дагестанцев.
Язык даргинцев относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи языков. Общего языка общения не было; литературный язык стал складываться в советское время на базе акушинского диалекта. Но он слабо внедряется в бытовую практику даргинцев.
По оценке С.Белокурова, даргинцев в конце XVI в. было 50-60 тыс. человек, в 1926г. -125,7 тыс. человек, в 1989г. -365, 8 тыс. человек (прирост к 1926г. - 191%), из них в России - 353,3 тыс. человек (96,8%), в Республике Дагестан - 280, 4 тыс.
По данным на 01.01.2001 г., в Дагестане даргинцев 356300 человек, из них городского населения -107470 человек. Территория традиционного расселения даргинцев - горные и предгорные регионы среднего Дагестана. Около 68 % даргинцев расселены в 16 сельских районах. В Акушинском, Дахадаевском, Кайтагском, Левашинском и Сергокалинском районах даргинцы составляют от 75 до 100 % населения. Значительна их доля в Каякентском и Карабудахкентском районах (соответственно 43 % и 36 %). Они проживают также в Тарумовском (19 %), Кизлярском (15 %.) и Буйнакском (14 %) районах. В Дербентском, Ногайском, Агульском, Бабаюртовском, Хасавюртовском и Кумторкалинском районах доля даргинцев варьирует от 4 до 9 % населения этих районов. Даргинцы - горожане проживают в Избербаше (57 %), Махачкале (12,4 %), Кизляре (7,3 %), Буйнакске (6,6 %), Хасавюрте (4,2 %) и Дагестанских Огнях (9 %). Знаменитый даргинский аул Кубачи относится к поселкам городского типа. Много даргинцев также в поселках Ачису, Манаскент и Мамедкала.
Рождаемость даргинцев на 1000 человек в 1994 г. - 24,2 чел. (в 1989 г. - 28,2), в республике соответственно - 21,9 и 27,4; смертность - 6,8 чел. (в 1989г. - 6,1 чел.), в республике - 7,4 чел. и 6,4 чел.; и, наконец, прирост на 1000 человек в 1994г. - 17,3 чел. (в 1989г. - 22,1), в республике соответственно 14,5 и 21 чел.
На 1000 человек в 1989 г. было 64 даргинца с высшим образованием, хотя процент занятых физическим трудом довольно высок - 78,2% (в республике - 71,1%). Из них в сельском хозяйстве занято 48,3%, в промышленности - 29,5%, в народном образовании - 8,3%, здравоохранении, физкультуре, соцобеспечении - 4%, культуре и искусстве - 1,2%, науке - 0,44%, управлении - 2% и т.д.
Древнейший период истории даргинцев связан с общими для Дагестана и всего Северо-Восточного Кавказа хозяйственными, этническими, социальными процессами.
Территория даргинцев не входила в пределы имамата Шамиля, они держали вооруженный, дружественный мюридам нейтралитет, иногда присоединяясь к ним, постоянно участвуя в антироссийской войне в качестве добровольцев. Причины их слабого участия в борьбе - близость и большая зависимость (хлеб, зимние пастбища) даргинцев от занятой русскими войсками равнины, отдельные просчеты дипломатической стратегии имамата.
После падения имамата было введено военно-народное управление (с элементами адатского права). Большинство даргинцев вошли в Даргинский и Кайтаго-Табасаранский округа.
Несмотря на положительные экономические последствия, вхождение в Россию не избавило от социального гнета, добавило и национально-колониальный. Отсюда неоднократные выступления, особенно мощным и массовым было восстание 1877 г., в котором даргинцы были одними из наиболее активных (самое крупное и ожесточенное сражение произошло при штурме русскими войсками даргинского селения Цудахар).
В годы гражданской войны даргинцы одними из первых вступили в борьбу. Восстание против Деникина первыми начали даргинцы, и разгром ими белоказаков в ущелье Ая-Кака (сентябрь 1919г.) - одна из славных страниц истории Дагестана.
Государственные образования даргинцев: уцмийство Кайтагское (XII -
XIX вв.), союз союзов сельских обществ -Акуша-Дарго.
Как и у других народов Дагестана, исторически сложившаяся идея общности и судеб нашла отражение в понятии единого отечества - Дагестана (примерно с XIV в.). Следуя этой традиции, даргинцы с остальными народами образуют единую Республику Дагестан в составе Российской Федерации. Общественное объединение даргинцев не выдвигает сугубо даргинских политических задач, ставя во главу угла экономические, просветительские, национально-культурные проблемы.
Основные занятия даргинцев - земледелие, скотоводство, домашние промыслы. Для даргинцев, как и для всего Дагестана, развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства продолжается до прекращения кочевнического давления на равнине (до XV в.), после этого устанавливается зональная хозяйственная специализация, складываются хозяйственно-культурные ареалы (ХКА). На равнине и нижнем предгорье - ХКА оседлых пашенных земледельцев и отгонных (осенне-зимних) скотоводов, в высокогорье - отгонных (весенних) скотоводов и пашенных земледельцев. Изделия кубачинцев-ювелиров, харбукцев, амузгинцев-оружейников, цудахарцев - мастеров кожевенно-шерстяных дел и т.д. пользовались спросом у всех народов Дагестана. Все женщины занимались обработкой шерсти и производством сукна, паласов.
В советское время коллективизация и индустриализация радикально изменили облик хозяйства, форму занятий. Механизация, НТР изменили сельское хозяйство, подняли его уровень, масштабы, продуктивность, но колхозы и совхозы превратили рачительного и заинтересованного в труде и его результатах крестьянина-труженика и собственника в наемника без собственности и прав на продукт своего труда. Были преданы забвению выведенные в течение столетий, приспособленные к местным условиям сельскохозяйственные культуры и породы скота, что привело к разрушению структуры, эрозии почв, падению их плодородности и т.п.
Промышленность подняла уровень экономики, материальное и культурное благосостояние населения, но ее создание было слабо увязано с нуждами собственной экономики республики.
В науке, культуре, искусстве, образовании больших успехов они достигли в XIX-XX вв. Среди даргинцев много великих людей, революционеров, заслуженных деятелей, военачальников, героев, видных политиков, мастеров, писателей, поэтов, которыми гордятся дагестанцы и вся страна. Традиционный быт даргинцев обычно характеризуется как патриархально-феодальный или даже патриархально-родовой, но в нем мало и феодального, и патриархального (были пережитки). Отметим верховенство мужчин, старших, подчиненность жены мужу во всех отношениях, определенное всевластие мужа и отца.
Многие из нравственно-этических норм даргинцев воплотились в обычае гостеприимства, заключавшемся в обязанности принимать пришельца независимо от этнической или конфессиональной принадлежности, места его постоянного жительства (например, вражеская страна).
Следование традициям кровной мести также являлось нормой кодекса чести. Община многое сделала для уменьшения ее масштабов, остроты, числа жертв (ограничение круга мстителей и подвергаемых мести, ритуал примирения, изгнание убийцы и др.).
Самым престижным общественным праздником даргинцев был обряд первой борозды, предназначенный обеспечить хороший урожай посредством системы обрядов охранительной, инициативной, посвятительной, имитативной, умилостивительной, карпогонической (обеспечивающей плодородие) и других видов магии. Другие обряды: Нового года (весной), вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца, завершения уборки урожая, “делания” воды (очистка источников и канав), начала весенних работ в виноградниках, благодарения пашни, выгона скота на первый выпас весной и др. Из мусульманских - день жертвоприношения (Курбан-байрам), разговения (Ураза-байрам).
В XIX - XX вв. господствующей формой даргинской семьи была малая семья. Еще в конце ХIХв. можно было встретить элементы большесемейной организации в виде неразделенных семей. В наше время преобладают простые малые семьи - 77%, большинство из них двухпоколенные -64,3%.
Семьи входили в тухум - группу родственных патрилинейных семей от одного предка, имеющих родственное, идеологическое, общественно-бытовое единство (но не экономическое). Тухум мог делиться на подобные структуры низшего порядка - патронимии (жинс, агьлу), которые, разрастаясь, могут образовать новый тухум. Тухум не экзогамен, но и не строго обязательно эндогамен.
Система родства даргинцев - арабского типа, родство обозначалось до 12-го колена: от “дудеш” (отец) до хъулиг1ена (в доме бывающий). Брак заключался по шариату (и в советское время, скрытно). Браки преобладали внутритухумные, часто межпатронимические. Локализация -патрилокальная; развод по шариату.
Этапы бракосочетания: сватовство, сговор, обручение, пребывание в “другом” доме (до и после свадьбы). Обряд производился муллой (кадием) с участием жениха и отца невесты или их поверенных; формальное согласие девушки, высказанное отцу в присутствии свидетеля (поверенного), обязательно.
В советское время произошла демократизация брачных и семейных обрядов, внутрисемейных отношений: принципов выбора партнеров, взаимоотношений мужа и жены, родителей и детей, традиций избегания, состава брачующихся (социального, этнического и т.п.). В воспитании детей отмечены и отрицательные моменты: меньше обращают внимание на нравственность, приобщение к труду, уважение к старшим и т.д.
Основу социальной организации даргинцев составляла сельская территориальная община (джамаат). Общины образовывали союзы сельских обществ - независимые (вольные) и в разной степени зависимые от феодалов. Большинство даргинцев входили в союз союзов (суперсоюз) общин Акуша-Дарго (союзы Акуша, Цудахар, Мекеги, Мути, Усиша, позднее Урахи, временами Сирха). Часть даргинцев составляла уцмийство Кайтагское, куда входила и часть собственно даргинцев (Уцуми-Дарго). Некоторые селения входили в Тарковское шамхальство (Губден, Кадар), Казикумухское ханство (Буркун-Дарго).
Управлялась община старшинами, надзор за ними осуществляли кадии и старейшины, для наиболее важных вопросов собирался сход, в котором принимало участие все взрослое мужское население (без рабов).
Тяжбы, гражданские споры, уголовные дела решались по адату судьями из старшин; религиозные, семейные, по наследству, завещаниям - кадием по шариату.
Подавляющее большинство населения даргинцев составляло свободное крестьянство (уздени), было немного рабов (домашних).
Даргинцы - мусульмане-сунниты шафиитского толка (мазхаба), ислам утвердился к XIV в. До принятия ислама даргинцы поклонялись явлениям и силам природы.
Большое развитие получили верования, особенно магические, на которых построена подавляющая часть семейных и сельскохозяйственных обрядов, затем демонологические (фетишизм, знахарство, духи-демоны), анимистические, космогонические.
Значительного развития достигла народная медицина.
В видах спорта первое место принадлежало бросанию и поднятию тяжелого камня, были состязания в беге, прыжках, скачки, джигитовка, кулачные бои (один на один), борьба (с кушаком и без), метание камня в цель, стрельба камешками из пращи и специального лука. Музыка даргинцев носила фольклорный характер, была в стадии песенно-музыкального творчества. Музыкальные инструменты: щипковые (чанг, чугур - типа мандолины), смычковые (скрипка), духовые (дудка, свирель, зурна), ударные (барабан, бубен). Самый популярный танец - лезгинка, были массовые ритуальные танцы, например свадебный “линейный танец” сирхинцев.
Наиболее распространенной формой даргинского жилища в последние столетия было двух- и более этажное каменное закрытое жилище с расположением под жильем хозяйственных построек и двора под и перед ним, с плоской кровлей.
Традиционная одежда даргинцев общедагестанского типа. Мужская - туникообразная рубаха и сужающиеся книзу штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы - накидки, бурка, башлык; папаха, на равнине летние войлочные шляпы; из обуви - чарыки, кожаные, войлочные, шерстяные вязаные сапоги, башмаки типа сабо. Обязательный атрибут мужского костюма - кинжал. У женщин кроме туникообразного были еще платья с отрезной талией и архалук, платок-покрывало (чиба), чухта (чепчик с завязывающимися на лбу лентами), много серебряных украшений. Современная одежда почти полностью городского типа, лишь у пожилых людей (и в ансамблях) сохранились элементы традиционной одежды.
Пища даргинцев отражала традиции земледельческо-скотоводческого хозяйства, преобладающей была растительная, а в высокогорье - молочно-мясная пища. Из мучных изделий наиболее распространенными были (и сейчас есть) хинкал, пироги (чуду) с разнообразной начинкой. Хлеб преобладал пшеничный и ячменный, пресный и дрожжевой, был и кукурузный (заменил просяной).
Популярны были также супы, каши; из напитков -хлебный, буза (гьаруш), кипяченое вино (мусти), медовуха (макатта), квас из толокна с солодом (макьсуман), позднее - чай, водка. В советское время на пище сказались рост благосостояния, увеличилось потребление овощей, консервантов, появились фабричные изделия и полуфабрикаты, новые блюда.
Процессы этнического развития даргинцев выглядят противоречиво: вымывание традиционной материальной культуры и определенное возрождение национальной духовной.
Основными видами транспорта даргинцев были верховая лошадь, двухколесная арба в бычьей упряжке, вьючные животные (осел, лошадь, мул), волокуша (особенно в предгорье). Современный транспорт преимущественно автомобильный, вьючных животных почти не осталось, что уже отрицательно сказывается на личном хозяйстве.
@Kizilurt.ru